Инновации в образовании – Инновации в образовании: структура, проблемы, мировой опыт

Содержание

Инновация в образовании: понятие и сущность

Библиографическое описание:

Бекетова О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5986/ (дата обращения: 12.07.2019).

В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация.

В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации образования, которая, в сущности, является инновационным процессом. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми государственными образовательными стандартами.

Введение новых образовательных стандартов требует от преподавателя улучшения качества образования, внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса. До сих пор ориентир образования явилось развитие знаний, умений, навыков, информации и социальных навыков. Теперь образование ориентировано на развитие технологий и методов воздействия на личность, готовую и способную к саморазвитию и самоопределению. Таким образом, в деятельность образовательных учреждений начали вводиться новые элементы, но на практике возникают противоречия между имеющийся потребностью к внедрению инноваций и неумением учителей осуществлять инновационную деятельность. Для того чтобы правильно развивать свою деятельность, педагог должен свободно ориентироваться в понятиях «инновация», «новшество», «инноватика» «педагогическая инновация».

Термин «инновация» происходит от латинского innovati — нововведение. Существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (АВ Лоренс, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики) и инновация как само новшество (к. Ангеловски, А.Ф., Балакирев, С. Д. Ильенкова) [1, c. 47]. В начале 20-го века появилась новая область знания — инноватика — наука о нововведениях, в рамках которой изучаются закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Ключевое понятие в инноватике —

инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

А. В. Хуторской подчеркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения [5].

Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Необходимо различать понятия «новация» и «инновация».

В. Н. Иванченко предлагает ряд критериев, по которым следует разделять данные категории (таблица) [1, c. 48].

Таблица

Различие понятий «новация» и «инновация»

Критерии

Новация

Инновация

Масштаб целей и задач

Частный

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Итак, мы полагаем, что новация — это средство (новый метод, оригинальная техника, новые технологии, программы, и т. д.), а инновация — целенаправленные изменения, которые приносят в среде обитания человека стабильные элементы, которые вызывают переход из одного качественного состояния в другое. Инновации разрабатываются и проводятся не государственными органами, а работниками организаций в системе образования и науки.

Таким образом, инновации в образовании рассматриваются как новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут быть: научно-теоретические знания в некой новизне, новые эффективные образовательные технологии, выполненный проект, эффективный и педагогический опыт, готовый к реализации.

Литература:

1.      Иванченко В. Н. И23 Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341 с. — (Сердце отдаю детям).

2.      Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. — 2003. — № 1. — с. 4.

3.      Управление инновационными процессами: учебное пособие / В. В. Жариков, И. А. Жариков, В. Г. Однолько, А. И. Евсейчев. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. –180 с.

4.      http://vaniorolap.narod.ru/theme14.htmlЭлектронное учебное пособие Педагогика: тезисы лекций и практические занятия. Троянская С. Л. к. п.н.

5.      http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–19.htm ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» Хуторской А. В. докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва «Педагогическая инноватика — рычаг образования»/

Основные термины (генерируются автоматически): инновационный процесс, характер действий, инновация.

moluch.ru

Инновационные технологии в образовательном процессе

Библиографическое описание:

Габбасова Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/ (дата обращения: 12.07.2019).



Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование — способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового [2].

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

В развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и т. д.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии [3, 145].

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

Применение такой инновационной технологии, как информационно — аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это — самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения — система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

‒ упражнения, носящие творческий характер;

‒ групповые задания;

‒ образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

‒ уроки-экскурсии;

‒ уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

‒ занятия, направленные на творческое развитие — уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

‒ использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

‒ решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Литература:

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.. Алексеева// Учитель. — 2009. — № 3. — с. 28..
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.
  3. Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г. Я. Селевко// Народное образование. — 2015. — № 1. — с.181.
  4. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень, 2013. — с. 8.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационный метод обучения, инновация, учитель, учебный процесс, современная школа, педагогический процесс, обучение, личность ребенка, инновационный процесс, школа.

Похожие статьи

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале…

инновационный метод обучения, инновация, учитель, учебный процесс, современная школа, педагогический процесс, обучение, личность ребенка, инновационный процесс, школа.

Использование инновационных методов в образовании

Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях. Преподаватели и мастера производственного обучения НПО и СПО стараются не отстать от инновационных методов преподавания общеобразовательных предметов…

Инновационные методы преподавания в начальной школе

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

О применении инновационных подходов в процессе обучения

инновационный метод обучения, инновация, учитель, учебный процесс, современная школа, педагогический процесс, обучение, личность ребенка, инновационный процесс, школа. Технологизация образовательного процесса при реализации…

Современные инновационные технологии в школьном

учебный процесс, инновационная деятельность, кейс, учитель, русский язык, хороший кейс, учебная деятельность, метод направляющего текста, инновационное обучение, художественная литература.

Инновационные процессы и тенденции в образовательном

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада…

Инновационные образовательные технологии в обучении

Инновационные образовательные технологии в обучении. Автор: Суркина Зинаида Петровна.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Инновационные технологии в системе начального школьного

учебный процесс, урок, современная школа, педагогическая технология, особая роль, опережающая основа, развивающее обучение, образовательный процесс, начало урока, личность ребенка.

Инновация в образовании: понятие и сущность

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация. В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации образования, которая, в сущности, является инновационным процессом.

moluch.ru

Инновационные технологии в образовании: примеры

Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.

 


 

Содержание

 

Инновационные педагогические технологии: примеры

Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе

Инновационная деятельность педагога

Диагностика качества знаний с помощью информационных технологий в школе

 


 

В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

 

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.

В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании — примеры приведены ниже.

 

 

 

 

Инновационные педагогические технологии: примеры

 

 

 

  • На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.

 

  • Проектно — исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках информатики, иностранного языка, технологии и других.

 

  • Блочно — модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.

 

 

Учебно-воспитательный процесс в школе направлен на постоянное преобразование умственной деятельности учащихся, внедрение автоматической и телекоммуникационной систем с целью мобильного поиска, обработки и передачи информации на расстоянии. Всего этого позволяют достичь инновационные образовательные технологии.

Так, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальных классах дает возможность педагогу разнообразить дидактический материал, позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика. Например, выводимые учителем на экран задания способствуют абстрагированию у ребенка каких-либо предметов, которые вряд ли можно было бы объяснить по учебнику. В старших классах уроки информатики позволяют детям знакомиться с компьютерными программами, расширяя кругозор и открывая для себя новые информационные зоны. Учащиеся выпускных классов имеют базовую подготовку для ее дальнейшей реализации в трудовой деятельности.

Инновационные технологии в образовании играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Теперь они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.

Но не только внедрение информационно-коммуникационных технологий определяет продвижение образовательного процесса. Данные технологии обуславливают также продуктивную работу и успех в производственной деятельности.

 

 

 

 

Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе

 

Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:

 

  • Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.
  • Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.
  • В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
  • В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.

 

 

 

Инновационная деятельность педагога

 

На плечи учителя, а особенно классного руководителя, возложено большое количество учебно-воспитательной работы. Инновационная деятельность учителя позволяет вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне.

Неоценимую помощь оказывают технологии при документационной работе, подготовке уроков-презентаций, внеклассных занятий, при организации родительских собраний и сотрудничестве с семьей, классных часов. Инновационные технологии обучения в школе позволяют сделать уроки более интересными для учеников благодаря разнообразию их форм. Также они помогают подготовиться учителю к выступлениям на школьно-методических объединениях или педагогических советах. 

 

 

 

 

Диагностика качества знаний с помощью информационных технологий в школе

 

Работа в школе с одаренными детьми занимает особое место, так как наградной материал (дипломы победителей, грамоты и другое) является результатом эффективной работы. С этой целью в учреждениях ведется мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы.

Для учащихся педагоги организуют индивидуальные занятия по раннему обучению иностранному языку, вводится предпрофильная подготовка для выпускников.

Став многочисленными, инновационные технологии обучения позволяют руководителю учреждения иметь возможность выбора. Теперь директор сам вправе решать, проведя общий анализ и оценку, какая инновационная технология поможет учреждению достичь плодотворной и успешной работы в педагогической деятельности.

 

Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.

 


 

Инновации в школьном образовании — видео

 

 

www.rastut-goda.ru

Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе

Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, научный прогресс в экономике, культурные изменения, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости кардинальной модернизации системы образования. Одним из путей в этом направлении являются педагогическиеинновации.

Инновация — (от лат. «innovation» — нововведение¸ изменение, обновление) — деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с изменениями, вносящими новые элементы, вызывающие изменение объекта из одного состояния в другое. Инновации появляются в результате попыток решения традиционной проблемы новым способом. Современные инновации имеют преемственность с историческим опытом.

Дидактические инновации — это управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных учреждений. Они способствуют оптимизации образовательного процесса, совершенствования организации и управления, созданию новых педагогических технологий. Инновации вносят изменения: в цели, содержание, способы, технологии, формы организации и систему управления, в стили педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в систему финансирования, в методическое обеспечение, в систему воспитательной работы, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и ученика. Внедрение дидактических инноваций проходит этапы: обоснование путей решения образовательных задач; массовое испытание предложенной методики; ограниченная или массовая её реализация; освоение и внедрение в практику. Разработка инноваций продолжается до тех пор, пока не найдется новый принципиальный подход к решению выявленной в теории и практике проблемы. Чтобы освоить новое необходимо некоторое время, необходимое научное обеспечение, подготовка квалифицированных педагогических кадров, адаптация педагогического коллектива к работе в новых условиях.

Педагогические инновации должны соответствовать критериям:

—          оптимальность, полностью учитывающую уровень затраты сил и средств со стороны педагогов и учеников, необходимых для достижения планируемых результатов;

—          высокая результативность, выражающаяся в устойчивости положительных результатов в деятельности педагогов;

—          возможность креативного использования инноваций в массовом опыте;

—          прогрессивность предлагаемых нововведений;

—          теоретическая и методическая обоснованность.

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности.

Инновации в дошкольном образовании

Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада, достижению более высоких результатов образования. Новые образовательные программы обеспечивают вариативность педагогического процесса, ориентируются на индивидуальные особенности ребенка, запросы его семьи. Это может быть создание новых типов, видов и профилей ДОУ, преобразования системного характера.

Внедрение инноваций в работу ДОУ требует изменений в организацию методической службы. Поэтому особую важность представляет профессиональная компетентность педагогов и администрации, создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств педагогов, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Для этого создаются творческие групп педагогов, используются активные формы методической работы с педагогическим коллективом: семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций. Создаются базы данных по передовому педагогическому опыту, касающихся нововведений в ДОУ, видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т. д.

Обозначим некоторые направления инноваций в современном ДОУ:

—          Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

—          Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

—          Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы.

—          Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.

—          Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.

—          Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

—          Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

—          Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

Примерами инновационной деятельности в ДОУ могут быть: игровое моделирование, совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями, мониторинг развития каждого ребенка, учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, формирование основ безопасной жизнедеятельности; организация экологического образования дошкольников, мониторинг родителей по разным вопросам, “круглые столы”, совместные досуговые дела и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки. Сегодня возрастет роль взаимодействия узких специалистов и воспитателей. К примеру, преподаватель физической культуры принимает участие в прогулках, организует подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения праздников, мастерских, физкультурных разминок. Сегодня создаются условия для того, чтобы воспитатель мог максимально учитывать особенности развития, интересы своей группы и каждого ребенка, специфику национально-культурных и природных, географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

Инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования. Однако в организации инновационной деятельности существуют проблемы, нуждающиеся в решении: воспроизводство инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ; оптимизация новшеств; приспособление нового к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ; поддержка и продвижение педагогической инициативы.

Инновации в образовании школьников

Под инновациями в обучениишкольников понимаются новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, новшества в организации содержания образования, интеграционные программы, новые методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в области школьного образования относятся:

Организация учебных занятий (в том числе с использованием классно-урочной системы)

—          создание гомогенных классов с правом перехода в классы другого уровня;

—          организация профильных классов;

—           методики коллективных учебных, активно использующие ситуации взаимообучения;

—          применение игровых обучающих методик, проектных технологий;

—          использование систем сетевого взаимодействия;

—          применение индивидуальных образовательных программ;

Способы передачи содержания образования

—          опорные сигналы;

—          организация межпредметных уроков с активным использованием межпредметных связей;

—          конструирование образовательного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

—          компьютеризация образовательного процесса;

—          технологии на основе принципа полного усвоения;

—          метод погружения;

—          выделение национального и культурного аспектов образования;

—          программное обучение и проблемное обучение;

—          организация исследовательской деятельности школьников;

—          привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми;

—          создание компьютерной базы данных о передовом опыте;

Совершенствование форм материального и морального поощрения, стимулирования педагогов,

Способы оценки результатов обучения:

—          увеличение бальной шкалы;

—          балльно-рейтинговая оценка;

—          создание портфолио педагога;

—           разработка критериев оценки деятельности педагогов с использованием компьютерных технологий и Интернет-ресурсов.

Под инновациями ввоспитании школьников понимают изменения, основанные на использовании новых воспитательных средств, методов и технологий. Инновации в воспитании способствуют социализации учащихся и позволяют нивелировать асоциальные явления.

Это может быть создание различных вариантов школы полного дня, создание психолого-педагогических центров, создание гувернерской службы при школе, создание детско-родительских объединений, создание системы дополнительного образования внутри школы, создание систем положительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

Под инновациями вуправлении понимают новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности школы: маркетинговые исследования в практике школ, создание систем автоматизации школьного управления, организация предметных кафедр внутри школы, создание попечительских и управляющих советов, создание сетевого взаимодействия сельских школ,

Под инновациями вподготовке и переподготовке кадров образования понимают новые методики и технологии преподавания и организации занятий, новые программы переподготовки педагогических кадров, ориентированные на повышение требований к качеству образования, дистанционное обучение педагогических кадров, создание интегрированных межпредметных курсов по обучению менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы.

Современные инновации в области школьного образования основаны на активном, эмоциональном общении учеников друг с другом и с учителем. Сегодня должны активно формироваться умения:

—          быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке учебного процесса,;

—          совместной выработки правил, самостоятельного обсуждения, обмену мнениями, сжатого, самостоятельного подведения итогов;

—          адекватного восприятия возможных ошибок в фактах, логике рассуждений — терпимость.

—          творческого, конструктивного отношения к ходу обсуждения.

В настоящее время создана сеть инновационных школ, обучение в которых направлено на обновление, творчество, и саморазвитие учеников. К таким школам могут быть отнесены: авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, опытно-экспериментальные школы, использующие в своей деятельности новые модели образовательной деятельности.

Дидактические инновации активно реализуют развивающий потенциал обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставят дидактические цели высокого познавательного уровня, ставят учителя в позицию равноправного партнера по учебному процессу, предполагают личную включенность всех участников обучения, высокую личностную и профессиональную готовность учителя к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся.

Инновации в вузовском образовании

Сегодня происходит интенсивное развитие международного образовательного пространства. Многие страны стремятся к созданию глобальной мировой стратегии образования человека, которое будет независимо от места его проживания, образовательного уровня. Современное образование сегодня должно стать международным. Вузовское образование приобретает сегодня черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции Человека, с позиции разных культур, разных социально-экономических формаций. В современном мире создается поликультурная среда, которая предполагает свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащение его личности.

Проявляется активное стремление к интеграции разных типов вузов в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. Во многих развитых странах происходит объединение университетов с промышленными предприятиями. Таким образом, формируется прочная база для научных исследований и подготовки квалифицированных специалистов для организации современного производства.

Основными принципами развития отечественных вузов являются:

—          взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки квалифицированного специалиста;

—          преемственность между всеми уровнями образования, высокая корпоративность выпускников университета;

—          гражданственность воспитания студентов;

—          интеллигентность и высокая духовность жизни вуза, независимо от политического строя и экономических условий в стране.

Реформирование системы высшего образования России сопровождается активным поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новейшими тенденциями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

Инновационные тенденции в системе вузовского образовании России:

—          развитие многоуровневой системы образования, что служит мобильности в темпах обучения, формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного высшего образования новые специальности.

—          обогащение современного вуза новейшими информационными технологиями, массовое включение в систему Интернет, интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;

—          появление университетских комплексов;

—          перевод высшей школы России на самофинансирование;

—          обновление стандартов высшего профессионального образования с учетом требований мировых требований.

Локальные нововведения осуществляются только в рамках одного факультета или направления подготовки. Более масштабные инновации охватывают структуру управления, формы и методы организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, область международного сотрудничества. Когда весь вуз работает над реализацией идеи перспективного развития, то введение разнообразных инноваций охватывает все звенья и элементы системы.

Все виды образовательных инноваций служат гарантиями реализации конституционных прав граждан в образовательной области, приводят саму систему образования в соответствие с современными личностными, общественными и государственными потребностями, создают предпосылки ее развития и сохранения традиций, улучшают подготовку учащихся к жизни и труду на благо общества.

Литература:

1.        Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., Академия, 2001. 234 с.

2.        Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

3.        Слободчиков В. Инновации в образовании: основания и смысл//Исследовательская работа школьников. — 2004.-№ 2.- с. 53–59.

4.        Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — № 5

Основные термины (генерируются автоматически): инновация, образовательный процесс, инновационная деятельность, создание, изменение, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, интенсивное развитие, дошкольное образование.

moluch.ru

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»



Приоритетные инновации вобразовании

Графина Екатерина Михайловна, студент; Мареева Татьяна Павловна

Орловский государственный аграрный университет

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Ключевые слова: модернизация образовательного процесса, портфолио, организационное обеспечение, научно-педагогическое обеспечение, инновационная направленность.

В последнее время модернизации социальной и экономической составляющим общества уделяется значительное внимание. Речь здесь идет не только о проработке определенных механизмов взаимодействия и осуществления ряда государственных программ, а скорее об эффекте, связанном с их реализацией. Ориентация на экономику знаний для России в этой связи порождает множество различных вопросов в области образования, ибо именно эта сфера является основной «кузницей кадров» нового общества [4].

На сегодняшний день, при оценке качества образовательных услуг в Российской Федерации, следует выделить ряд негативных проявлений: низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления; слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров; недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики; отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности [6].

С другой стороны, нельзя не отметить положительные тенденции, проявляющиеся в виде реализации приоритетных национальных проектов, различных федеральных и региональных программ поддержки, а также комплексная материально-техническая модернизация образования. Последняя представляет собой процесс, который, на наш взгляд, должен опираться не только на прошлый мировой и отечественный опыт, но и прогнозировать общие тенденции развития в будущем. Необходимо не просто перенимать современные технологии в области и адаптировать их в стране, но прорабатыватьи создавать качественно новые образовательные институты на той существующей материально-технической базе с активным государственным и частным инвестированием.

В России происходит формирование новой системы образования, ориентированной на глобальное образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными инновациями как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы. Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности — это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы [9].

В своей статье мы рассмотрим приоритетные инновации, которые, по-нашему мнению, могли бы улучшить образование.

  1. Портфолио

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике. Помимо этого бытует мнение, что школа XXI-го века — это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании. Однако, не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя. Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется. Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются: повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»; раскрытие личных способностей каждого школьника; постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития. развитие положительных нравственных качеств; развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях; мотивация стремления к самосовершенствованию. «Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам. Портфолио школьника — это первый шаг на этапе формирования собственногоЯ ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции. Среди особенностей портфолио школьников можно выделить: портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке; портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений; портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах — социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию. портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения. применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха». [3,4]

  1. Усовершенствование организационного обеспечения системы образования.

Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации способствует удовлетворению спроса работников и предприятий на актуальные знания, навыки, компетенции, соответствующие быстро меняющимся тенденциям научно-технологического и социального развития, а также созданию институциональных условий, позволяющих предприятиям наиболее эффективно осуществлять повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров, а работникам — активно участвовать в различных формах непрерывного образования.

В последние годы ЕГЭ — предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности.

Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.

Во-первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.

Во-вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенции учеников.

В-третьих, созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования. [2]

Важнейшие направления инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического обеспечения системы образования.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Таким образом, нашему образованию требуется ещё много доработок, чтобы стать лучше и доступнее. Но главным образом, образование можно улучшить через развитие мотивации к обучению у детей. Уровень образования зависит также от компетентности педагогов. [2]

Литература:

  1. Инновации в образовании. Макарова Светлана Эдвардовна ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» кандидат филосовских наук, доцент кафедры философииhttp://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538
  2. Инновационные процессы в образовании. Важнейшая инновационнаядеятельность в образовании. http://otveti-examen.ru/pedagogika/22-voprosy-k-ekzamenu-po-innovatsionnym-protsessam-v-obrazovanii.html?start=11
  3. Кузнецова М. С., Турек Ю. И., Польшакова Н. В. Место и роль информационных технологий в экономической науке и практике //Сборник: Современное общество, образование и наукасборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 89–91.
  4. Юдакова А. В., Польшакова Н. В. Внедрение информационных технологий в образование студентов // Сборник:Инновации, качество и сервис в технике и технологияхСборник научных трудов 5-ой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А. А.. Курск, 2015. С. 374–376.
  5. Фатеева И. А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом [Текст] / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. — 2012. —№ 12. — С. 526–528. http://www.moluch.ru/archive/47/5923/
  6. Яковлев А. С. Механизм образовательного процесса и необходимость его совершенствования./А. С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. — № 4(14), 2010, С. 127–131
  7. Яковлев А. С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А. С. Яковлев. — автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 — Экономическая теория, 2012, 24с.

Основные термины (генерируются автоматически): образование, учитель, процесс, портфолио, инновация, педагогическая деятельность, инновационная деятельность, инновационная направленность, непрерывное образование, передовой педагогический опыт.

moluch.ru

Инновации в образовании | Блог 4brain

Образование, представляя собой одно из основных средств развития личности человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвергаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в данную эпоху. Но учитывая ту нестабильность, которой отличается современная педагогическая наука вообще, для понимания эффективности тех или иных инноваций необходимо время. Однако и придерживаться в образовании устаревших схем сегодня уже нельзя. Учитывая всё это, говорить об инновациях в сфере образования мы можем только в комплексе с традициями.

Традиции и инновации в сфере образования

Вообще, утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области психологии, философии, педагогики и т.д. Другими словами, речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.

Если же говорить конкретно о мире современности, то сам термин «инновации», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение эффективности и результативности обучения. А это, в свою очередь, говорит нам о том, что сегодняшние образовательные стандарты являются устаревшими, и к обучению нового поколения нужно разрабатывать всё новые подходы. Основной же причиной появления вопроса о том, что пора внедрять инновации в систему образования, является кризис этой самой системы, и все создающиеся нововведения нацелены на решение её многочисленных проблем.

И на данный момент есть несколько противоречий в образовательной системе, которые требуют скорейшего разрешения:

Эти противоречия обуславливают затруднения в процессе внедрения в образовательную систему инноваций. О них мы вкратце и расскажем далее.

Проблемы инноваций в сфере образования

Интересно то, что проблемы инноваций в сфере образования наблюдаются уже на стадии их разработки. Никто из специалистов не в состоянии дать 100% гарантию, что именного его новый педагогический подход будет успешным и наберёт единомышленников. Причём, нововведения всегда связаны с большим риском, и нет никакой уверенности в том, что он будет оправдан.

Но, несмотря на это, попытки внедрения инноваций в сферу образования предпринимаются постоянно. Кроме того, специалисты стараются привести все возможные инновации к какой-то классификации. И одна их самых современных классификаций инноваций выглядит следующим образом:

  • Сущностные инновации – подразумевают внедрение в образовательную систему нововведений, влияющих на саму суть образования, но которые не могли быть применены ранее;
  • Ретроинновации – подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени;
  • Комбинированные инновации – подразумевают объединение некоторого количества образовательных методов, в результате чего появляется один новый;
  • Аналоговые инновации – подразумевают присоединение к уже известному методу обучения частного нововведения.

Вся суть инноваций в образовательной системе вообще заключается в том, что предпринимаются попытки найти и успешно применить новые подходы к образованию молодого поколения. И любые инновации непременно должны учитывать требования современного социума и развитие информационных технологий. Ко всему прочему, нововведения должны быть применены ещё и в четырёх направлениях:

  • Воспитание
  • Обучение
  • Управление
  • Переподготовка кадров

Несложно заметить, что внедрение инноваций является очень серьезным процессом, сопряжённым с рядом трудностей теоретического и практического характера, а также существенной долей риска. Однако это не должно останавливать людей на их пути к улучшению образовательной системы, иначе она может надолго погрязнуть в неактуальных и устаревших образовательных методах, что грозит тем, что снизится не только желание молодёжи обучаться в учебных заведениях, но и уровень её морального, психологического, этического, социального и культурного развития.

И в качестве примера успешных инноваций нам хочется привести несколько, так называемых, «Новых школ» XX века, ориентироваться на которые отчасти мы можем даже сегодня.

«Новые школы» XX века

Назовём лишь несколько примеров таких школ.

1

«Школа для жизни, через жизнь»

Была открыта в Бельгии. Процесс воспитания и обучения в этой школе строился на взаимодействии с живой природой, а уклон делался на свободу и деятельность учеников, а также постоянное взаимодействие с их семьями. При организации обучения учитывались особенности мышления детей, а их самих старались максимально приобщить к различного рода деятельности, от наблюдения за происходящим до выражения своего отношения к этому. Окружение детей являлось одним из важных компонентов обучения.

2

Школа «свободного воспитания»

Была открыта в Лейпциге, в «Ясной Поляне» и нескольких других местах. В этой школе считалось, что обучение ученика какому-то одному конкретному ремеслу или предмету нецелесообразно. В этой школе не было классов или учёбного плана, однако отсутствовали и временные ограничения в процессе взаимодействия учеников и учителей. Определяющим ориентиром был интерес учеников и их всестороннее развитие. Педагоги ставили перед собой одну цель – предоставить ученикам максимально полное представление о том, какие явления происходят в окружающем мире.

3

«Открытые школы»

Были открыты в Великобритании. В них был утверждён индивидуальный характер процесса образования, в котором не требовалось соблюдение планов и программ по обучению. Отсутствовали классы и уроки как таковые, расписание, режим, системы оценки и контроля учащихся. Режим занятий был гибким, а учителя планировали темы и занятия вместе с учениками. Основным способом обучения был «способ открытий», подразумевающий самостоятельное постижение детьми окружающей реальности и их самовыражение.

4

«Круглогодичная школа»

Бала открыта в США. Здесь ученики учились весь год, но по прошествии каждых 45 дней уходили на двухнедельные каникулы. В итоге получалось, что дети уделяли обучению столько же дней, сколько принято и в обычных школах, но всегда были отдохнувшими и полными сил, что значительно повышало и их успеваемость, и эффективность самого процесса обучения.

5

«Снежные классы» и «Морские классы»

Были открыты в США. В «Снежных классах» дети знакомились с природой, жизнью людей и их бытом в горах, когда наступало время каникул. В «Морских классах» ученики проходили обучение во время путешествий по морю.

6

«Неградуированные школы»

Также были открыты в США. «Неградуированные школы» представляли собой учебные заведения, где отсутствовало подразделение на классы по годам. Образовательный процесс состоял из нескольких циклов, по каждому из которых каждый ученик проходил обучение в индивидуальном порядке, с учётом его личностных особенностей и интересов.

7

«Трудовые школы»

Всего таких школ было открыто несколько: они находились в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и России. В этих учебных заведениях учащимся было обеспечена профессиональная подготовка, которая с малых лет ориентировала их на труд, как на нечто особо ценное, а также как на важную составляющую культуры. Процесс обучения основывался на самостоятельности учеников и организации ими самоуправления.

 

Помимо вышеперечисленных школ можно упомянуть «Школу делания», «Лабораторную школу», «Игровую школу», «Органическую школу», Вальдорфскую школу и некоторые другие. Но это было в XX веке, и сейчас ситуация уже изменилась, хотя, конечно, те основы, на которых базировались «Новые школы», являются актуальными и сейчас, но одними ими уже не обойтись.

Как бы то ни было, сегодня мир озадачен проблемой воспитания молодёжи, как граждан всей планеты, и интернациональное образовательное пространство находится в процессе непрестанного развития. Весь мир стремится к тому, чтобы обеспечить людей глобальной стратегией образования, которая бы не зависела ни от места, где проживает человек, ни от настоящего уровня его развития.

4brain.ru

инновации в образовании

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

(ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»)

Реферат-конспект

на тему

«Традиции и инновации в образовании: социально-психологический аспект»

Выполнил:

Ипатов А.Л

Факультет: ВШСиТИ

Группа: 190-12

Научный руководитель:

Москва

28 мая

2013 год

Введение.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Современное российское образование — это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личности. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Сегодня, современному специалисту в сфере образования необходимо свободно ориентироваться в понятиях педагогической инноватики: «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор» и др.

Существует огромное множество нововведений, применимых к образованию. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии современного образовательного процесса. [3]

В рамках данной работы постарался узнать, какие инновации уже вводятся в наше российское образование, а также понять с какими проблемами сталкиваются наши «реформаторы».

Инновации в российском образовании.

1.Из периодической печати видно , что больше всего нововведений связано с развитием дистанционного обучения, якобы оно способствует индивидуализации обучения и обеспечивает его доступность. Вот что пишут по этому поводу:

Открытое образование – это система, к которой планируется перейти в ближайшее время. На ее развитие направлены силы многих ВУЗов и правительства. Принимаются различные меры, чтобы сделать желаемое действительным. В первую очередь, речь идет о применении телекоммуникаций в обучении – дистанционное обучение может стать глобальным и эффективным.

Почему так много внимания уделяется сегодня дистанционному обучению? Все дело в том, что именно такой вариант способен реализовать моменты, необходимые современным учащимся и педагогам – это индивидуальное обучение, гибкие формы, обмен информацией и требуемая интенсивность программы. Потому внедрению электронных технологий следует уделить как можно больше внимания во всех учебных заведениях.

При очной или совмещенной (очно-заочной) форме обучения дистанционная работа при помощи сети Интернет позволит правильно осуществлять процесс обучения, появляется возможность контроля многих моментов. Заочное обучение с использованием телекоммуникаций – это еще и подача материала учащемуся без его присутствия в ВУЗе. Объединяя аудиторские и электронные уроки, педагоги могут добиться более высоких результатов, чем без использования дистанционного обучения.

В аудитории студенты учатся социальному взаимодействию, проверяют полученные знания на практике, общаясь с равными себе людьми. При этом электронная форма обучения дает возможность выбора времени и места занятий, повышается возможность поиска той или иной информации, скорости ее обработки. Оба момента, соединенные в единое целое, делают обучение максимально эффективным. [2]

2.Оказывается есть несколько проектов реализующих идеи из 1го пункта. Вот одна из них:

Вскоре в рунете появится Федеральный университет онлайн. Этот онлайновый университет будет обладать возможностью проводить обучение одного миллионов студентов за год. Представители университета заявили, что данный подход позволить добрать знаний, которых в ВУЗах дают в недостаточном количестве. Они заявили, что ученики данного онлайн университета не будут получать по завершению обучения дипломов.[1]

3.Помимо идеи введения дистанционных форм обучения , есть так же концепции изменения самого метода преподавания и чтения лекции:

Одни из наиболее эффективных методов, который используется для активации обучения состоит в использовании проблемного изложения. Во время такого подхода лекция начинает быть похожей на диалог, а процесс преподавания становится имитацией процесса исследования. Данная методика дает возможность увлечь студентов в процесс образования (получения знаний).

Противоречивость науки раскрывается за счет постановки проблем. Проблемная ситуация и учебная проблема являются главными компонентами обучения на основании метода проблем. Перед началом обучения студентам ставится вопрос, либо же дается задание, имеющее в своей основе определенную проблему. За счет стимуляции решения проблем снимается противоречия между требуемыми знаниями и пониманием проблемы.

Эффективность данного метода заключается в том, что проблемы очень часто подымают непосредственно сами обучаемые. Главный успех этого метода заключается в том, что «препод» заставляет обучаемых самостоятельно принимать нужные решения.[1]

3. Еще один краеугольный камень улучшения современного образование – это контроль его качества. С развитием рыночных отношений в нашей стране , рынок ( и возможность все купить за деньги ) ,к сожалению, проник в е сферы деятельности где он не совсем уместен – в частности, в образование.

Министерство образования РФ утвердило изменения образования, которые должны закончиться году этак к 2020. Во главу угла были поставлены принципы общественного контроля и управления за качеством образования, как на региональном и муниципальном уровне, так и на уровне учреждений.

В этой новой модели обучение должно стать вариативным и многообразным. Особая роль в этом отводится как внутренней, так и внешней системам оценки качества, которые должны ориентироваться на получение конечного результата.

Одним из элементов реализации системы контроля стал единый государственный экзамен. В данных условиях актуальной становится процедура создания в учреждениях образования мобильной и прозрачной системы внутреннего аудита на всех уровнях образования на основании применения независимых механизмов процедур контроля и оценки.

С учетом огромного развития Интернет–технологий и ИКТ, в качестве системы предлагают применять технологию АВМК (автоматизированного внутришкольного мониторинга за качеством обучения), которая позволит оценить учебную деятельность довольно оперативно, на основе стандартных измерителей. Это поможет скорректировать учебный процесс именно в тот момент, когда это будет нужно.[1]

5.Еще одно новшество, которого никак не могло быть при прежней системе, — это сотрудничество и помощь крупных зарубежных корпораций.

Опосля окончания форму «Партнерство в образовании», который проходил в столице Чехии, Microsoft рассказала о планах в сфере инноваций в образовании. Было озвучено, что инвестиции в этот проект составят около четверти миллиарда долларов. Данная сумма увеличит вложения фонда до 750 «лямов зелени».

Гейтс заявил, что практически все люди имели успех только за счет учителей. Он подметил, что приятно понимать тот факт, что студенты и преподаватели в полной мере поддерживают инновации, которые происходят в обществе.

Данный проект Майкрософта создавался, чтобы работать с образовательными учреждениями и иными госорганами, чтобы помогать школьникам и студентам достигать успеха, применяя инновационные практики и современные технологии для учебы.

Данная программа Билла предоставляет технологии, поддерживает преподавателей, помогает молодежи правильно работать с различной информацией, оценивать прогресс и получать навыки исследовательской деятельности.[1]

Вот еще один пример такого сотрудничества:

Профессор предпринимательства Московской школы управления «Сколково» Дмитрий Репин сообщает, что студентам МВА на последнем модуле обучения планируется предоставить доступ к процессам и методикам Intel. Он утверждает, что продолжительность последнего модуля обучения составляет 2,5 месяца. В это время команды студентов активно трудятся, разрабатывая собственные стартап-проекты. И именно тогда они должны будут познакомиться с процессами создания инноваций, которые использует Intel.

Генеральный директор по исследованиям и разработкам в России Intel Камиль Исаев заявил, что лишь немногие проекты могут быть успешно реализованы в крупных международных корпорациях. Именно поэтому компания Intel уже в течение нескольких лет сотрудничает с ВУЗами и начинающими компаниями. Компания Intel в России заключила соглашения с несколькими высшими учебными заведениями, среди которых МФТИ, МГУ, Новосибирский и Нижегородский университеты. Он также добавил, что компания сотрудничает со «Сколково» не для подготовки сотрудников Intel. Партнерство будет оцениваться в первую очередь по количеству стартапов технологической направленности, которые создадут выпускники «Сколково».[2]

6.Однако далеко не все инновации можно ввести лишь написав указ. В следующей статье рассказывается об инновации которую ввести пока не удается , также изложены причины этого. Эти проблемы, в принципе, относятся не только к данной сфере но и ко всему образованию вообще.

Прошло немногим более года с момента принятия по инициативе президента 217-ФЗ, который позволил вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия. Почему же этот долгожданный закон не работает? Чем объясняется столь низкая инновационная активность?

Для этого существуют вполне объективные причины: • У вузов и НИИ нет права предоставления на льготной основе своего имущества в аренду малым предприятиям. • Крайне проблематично внести в уставный капитал создаваемых компаний оборудование, установки и приборы, которые приобретены вузом за счёт внебюджетных средств. • При реализации закона на практике выяснилось, что многие учреждения не имеют официально зарегистрированных результатов своей интеллектуальной деятельности. А это значит, что нет и оснований для создания компании. • Из-за создания предприятий уменьшаются объёмы НИР вуза, что вызывает ухудшение аккредитационных показателей его деятельности. • Не созданы стимулирующие механизмы для тех, кто генерирует и разрабатывает идеи. Из-за слишком большой учебной нагрузки преподаватели не имеют ни времени, ни сил для разработки инновационных проектов. • Высокие финансовые риски и нехватка стартового капитала, в том числе для создания информационно-технической базы компаний, включая аренду, закупку и формирование информационных ресурсов и порталов. • Отсутствие квалифицированных кадров, способных создавать инновационные компании и умеющих привлекать инвестиции, управлять проектами, оценивать коммерческие риски и т.д.

Выходом могут стать научно-инжиниринговые центры, технопарки, которые развивали бы сильные разработки, обеспечивали их патентную защиту и затем внедряли в производство. А для этого необходимы экономические преференции и налоговые льготы.[2]

Заключение.

В данной работе я не разделял инновации на соцальные или экономичские и технические, потому что образование по своей сути относится к социальной сфере экономики и, следовательно, любые изменения в системе образования скажутся на социальной стороне жизни общества. Все население нашей страны проходит через эту систему ( кто-то оканчивает только школу, кто-то идет в вуз и аспирантуру), и эта система оказывает огромное влияние не только на интеллектуальное, но и социальное и психологическое воспитание каждой личности. Таким образом, образование отвечает за развитие всего российского общества, которое, по-видимому намеренно проводить масштабную модернизацию всех остальных сфер экономики. Получается, образование ответственно за развитие нашей страны. По- моему, никак не получится модернизировать экономику без модернизации психологии населения, ведь именно население занимается наукой, производством, творчеством. А модернизировать человека нужно в первую очередь через систему образования, которая если не будет идти в ногу со временем не сможет обеспечить государство по-новому мыслящими кадрами. Отсюда и потребность в инновациях в сфере образования.

Используемая литература.

[1] mhpi.ru

[2] http://www.innovprom.ru

[3]Курсовая работа «Инновационные процессы в образовании» Выполнила:Студентка 4 курса гр. ТСТ-4 Черкесова Анна Научный руководитель: Корнева Татьяна Ивановна Волгоград 2010] http://www.coolreferat.com

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *